sky_corsair (sky_corsair) wrote,
sky_corsair
sky_corsair

Category:

Ода Раннему Новому времени

Поскольку здесь возникла идея устроить флэшмоб на тему "Почему я люблю историческую эпоху, которой занимаюсь", поддержу её.
Конечно же моя любовь к Раннему Новому времени началась с романтики, которой были насыщены книги и фильмы. "Последний из могикан", "Одиссея капитана Блада", "Три мушкетера", "Остров сокровищ" и многие-многие другие произведения породили во мне интерес к изучению прекрасной эпохи плаща и шпаги, треуголок и мушкетов, "кружевных войн" и Великих географических открытий. Именно этот детско-юношеский романтизм определил мои научные интересы во время учебы на истфаке и после неё. И хотя уже с первого университетского курса мне стало понятно, что писатели и режиссеры показывают лишь своё видение истории, которое часто вообще оказывается вымыслом, тем интереснее мне исследовать реальные события полюбившейся эпохи.

Bartholomeus_van_der_Helst,_Banquet_of_the_Amsterdam_Civic_Guard_in_Celebration_of_the_Peace_of_Münster

Четыре столетия грандиозных перемен в жизни не только Европы, но и всего мира, историки назвали "Ранним Новым временем" (Early Modern time). Почему "Ранним"? Потому что в исторической традиции Новое время - это Промышленная революция с её фабриками и заводами, научная революция, технический прогресс с его электричеством, паровозами и пароходами, парламентаризм с его политическими партиями, рабочее движение, империализм... Новое время - это период ускорившегося времени, когда всего лишь за одно столетие (1814 - 1914 гг.) мир изменился до неузнаваемости.
Раннее Новое время не было таким быстрым. Для подготовки к коренным изменениям девятнадцатого века миру потребовалось не одно, а четыре столетия (со второй половины XV до первой четверти XIX вв.). Что произошло за это время?
Изменилось общество. Общество XV века было преимущественно неграмотно-крестьянским, где правили аристократия и церковь. В начале XIX века общественное устройство почти везде в мире еще оставалось таким же, но в Западной Европе и США уже случился рост городов, а с ним и буржуазии вместе со средним классом, которые тянулись к знаниям. Они уже не так сильно верили в Божественное предназначение, как люди XV века, уповая больше на собственные силы и возможности. И это было еще одним, невероятно важным изменением мира, случившимся в эпоху Раннего Нового времени.
Если деятели итальянского Возрождения в XV веке еще только сомневались, что мир не такой, каким его описывает церковь, то деятели Просвещения в XVIII веке уже были абсолютно уверены в этом, и стремились донести свою уверенность до каждого. В начале XVI века европейцы еще стояли перед неотвратимым выбором: какая вера истинная - католическая или протестантская (а если протестантская, то какая из них?). Причем этот выбор касался абсолютно каждого - и образованного аристократа, и неграмотного крестьянина. В начале XIX века вероисповедание уже считалось личным делом каждого.

Vermeer-Pic0026.jpg_4

Потеря веры в непререкаемый авторитет церкви уже в XV веке подтолкнула европейцев к критике той картины мира, которую церковь проповедовала. Сначала любопытные одиночки Возрождения, вроде Коперника, Бруно или Галилея, доказали, что мир еще совсем неизвестен людям, а затем Декарт, Ньютон и Адам Смит дали ему радикально новое объяснение. Уже в XVII веке стремление к новым знаниям привело к тому, что науками начали заниматься не любители, делавшие это в свободное время (вроде астролога Кеплера или артиллерийского капитана Декарта), а профессионалы, тратившие на эти занятия всё время. Впрочем, не теория, а опыт легли в основу знаний Раннего Нового времени. Всё доказывалось опытным путем. Итальянец Колумб и португалец Магеллан отправились для этого в морские путешествия, братья-французы Монгольфье поднялись в воздух, англичанин Уатт проводил опыты с чайником, а американец Франклин строил молниеотводы.
Новые знания моментально применялись в быту. Изменялся образ мира на географических картах, протяженность дня измерялась теперь не звоном церковного колокола, а тиканьем механических (к XVIII веку - еще и карманных!) часов. Люди научились рассчитывать время. Изобретение в XV веке печатного станка породило огромное количество книг, а с XVII века - газет. Знания перестали быть монополией узкого круга церковников. Теперь их мог получить каждый, кто умел читать. К XVIII веку распространяются школы и появляются библиотеки, и образование становится доступным если не для всех, то для многих.

reymersawaele-moneychanger

В отличие от Средневековья, в эпоху Раннего Нового времени люди почувствовали вкус денег и ощутили острое желание их зарабатывать. Деятели Возрождения в XV веке критиковали церковные идеалы бедности, что породило банки, кредиты и торговые компании. И дало сильный толчок развитию торговли, конечно. А затем разбогатевшие европейские бюргеры стали проповедовать кальвинистский протестантизм, утверждавший, что богатство - это Божья благодать. Европейцы постепенно приходили к мысли, что много зарабатывать - это хорошо. Спустя пару столетий объем производства и торговли возрос многократно, и к началу XIX века сети европейских торговых компаний уже опутывали весь мир. Торговля нуждалась в товарах и рынках сбыта, а производство - в ресурсах. Поиск золота и серебра еще в XV веке подтолкнул Колумба к поискам Индии к западу от Европы, и это же стремление разбогатеть заставляло португальцев покорять Африку и земли Востока, а испанских конкистадоров - Америку. Голландцами, англичанами и французами, подключившимися позже к колониализму, преимущественно двигали те же экономическая необходимость и алчность. К началу XIX века европейские колонии были разбросаны по всему миру. Такой оказалась первая глобализация. А научные изобретения XVII-XVIII вв. изменили еще и способ производства, осуществив переход от ручного труда к машинному.

8071

Конечно же, новые знания и многочисленные войны XV-XVIII вв. совершили и военную революцию. На смену вооруженным копьями и луками воинам, время от времени гонимых хозяином-аристократом на войну, пришли организованные, вооруженные пушками и ружьями, профессиональные военные машины, которыми командовали профессиональные военачальники. Впрочем, до XIX века звания в армиях еще покупались и продавались, а отпрыски знати становились полковниками и генералами уже к 18-ти годам.
Наконец, в Европе Раннего Нового времени изменилась и власть. Во-первых, многочисленные мелкие средневековые страны вроде Нормандского герцогства или Новгородского княжества, из которых тогда состояла Европа, поглощаются крупными (еще не национальными, но уже стремящимися к этому) государствами. К началу XVI века появляются Франция, Испания, Россия. Во-вторых, средневековые сословные режимы заменяются абсолютистскими. Король больше не спрашивает своих аристократов (лордов, грандов, бояр) как ему поступать. "Вы думаете, господа, что государство - это вы?", - бросает в лицо депутатам парижского парламента Людовик XIV. - "Нет, государство - это я!" Европейские короли опираются теперь на служилые сословия - дворян, которые служат не хозяину (средневековый принцип вассалитета), а государству. Иногда дворяне или средний класс восставали и казнили своих королей (Карл I, Людовик XVI), но основанием для казни, по их мнению, была именно измена Его Величества интересам государства. Собственно, сами же монархи с высоты своих тронов и проповедовали идею того, что государь - первый (и самый ответственный) гражданин своего государства (тот же Луи XIV, Петр I, Фридрих II, Екатерина II).

slide2_0

Отмена средневековой идеи о том, что король - помазанник Божий, породила возможность борьбы за власть. Хотя республики существовали и в античности, и в средневековье, но в эпоху Раннего Нового времени экономическое процветание республиканских Флоренции, Венеции, Генуи и Голландии подталкивает Англию (пусть и на краткий период), а затем США и Францию следовать их примеру. В Англии в конце XVII века власть монарха ограничивается парламентом, а в остальной Европе об этом же задумываются не только дворяне, но и сами монархи. В течение XIX века Европа покрывается республиками и конституционными монархиями. В XVII веке англичанин Джон Локк писал о правах на жизнь, свободу и собственность - главных идеалах либерализма, в конце XVIII века в революционной Франции уже проповедовали свободу, равенство и братство, а в соседней Англии вольнолюбивый ирландец Эдмунд Берк, ужаснувшись французским гильотинам, прописал в своем трактате первые принципы консерватизма.
Борьба государств на международной арене к XIX веку приобретала всё чаще не столько династический, сколько экономический характер. Строительство колониальных империй порождало борьбу за ресурсы (золотые и серебряные потоки, рабов, сахар и др.).

plumpud

Конечно, это далеко не все изменения, произошедшие во второй половине XV - начале XIX веков. Можно много и долго рассказывать о всех перипетиях Раннего Нового времени, но я постарался схематично набросать его контуры. Эта эпоха была наполнена драматичными событиями и интересными судьбами, о которых пишут книги и снимают фильмы. Она глобально изменила не только мир, но и мировоззрение людей, его населяющих. Самое важное, на мой взгляд, что Раннее Новое время стало эпохой, породившей мир, в котором мы живем.

mohicans       
Tags: история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

Recent Posts from This Journal